КИТАЙСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (Часть 3)

Первым американским ученым, поставившим под сомнение постулат о полезности и необходимости животного белка, стал доктор Колин Кэмпбел (Colin Campbell), выпускник Университета штата Джорджия. Вскоре после окончания университета молодой ученый был назначен техническим координатором американского проекта по улучшению питания детей на Филиппинах. Этому назначению предстояло изменить не только его жизнь, но и все направление американской диетологии.

На Филиппинах доктору Кэмпбелу пришлось заняться расследованием причин необычно высокой заболеваемости раком печени среди местных детей. В то время большинство его коллег считали, что эта проблема, как и практически все другие проблемы здоровья филлипинцев, объяснялась дефицитом белка в их рационе. Однако доктор Кэмпбел обратил внимание на странный факт: наиболее часто раком печени заболевали дети из богатых семей, которые как раз не испытывали недостатка в белковой пище. Вскоре стало ясно, что причиной заболевания является канцероген афлатоксин, вырабатываемый плесневым грибком, растущем на арахисе. На тарелки к детям этот токсин попадал вместе с арахисовым маслом, так как на производство масла филипинские промышленники пускали самый некачественный арахис, который уже нельзя было продать.

И все же – почему в зажиточных семьях болели чаще? Просто потому что им чаще доставалось арахисовое масло? И тут Кэмпбелу на глаза попалась статья, опубликованная исследователями из Индии. В этой статье утверждалось, что если одну группу крыс держать на высокобелковой диете (20% белка), а другую – на низкобелковой (5% белка), и затем скармливать им канцероген афлатоксин, то в высокобелковой группе раком заболеет 100% животных, в то время как в низкобелковой все животные останутся здоровыми. Разумеется, когда он поделился этой информацией с колегами, их реакция была однозначной: «Это бред! Они перепутали таблички или забыли дать второй группе крыс канцероген». И действительно, это казалось самым логичным объяснением. И все же у Кэмпбела эта статья не выходила из головы. Наконец он решил сам заняться проблемой взаимосвязи между питанием и развитием опухолей.

Вернувшись в США, доктор Кэмпбел начал эксперименты на животных, которым он посвятил почти три декады! Финансирование исследований обеспечивали такие солидные организации, как Национальный Институт Здоровья США (National Institute of health), Американское Общество Рака (American Cancer Society) и Американский Центр Исследований Рака (American Center of Cancer Research). Результаты экспериментов опубликованы в ведущих научных изданиях.

А результаты были шокирующими. Канцероген афлатоксин неизменно вызывал опухоли у крыс, питающихся высокобелковой пищей (количество белка чуть выше рекомендуемой нормы), и оказывался абсолютно безвредным для крыс, получавших низкобелковый рацион (ниже рекомендуемой нормы). Более того, оказалось, что если крыс, до этого содержавшихся на высокобелковой диете, и уже имевших в организме опухоли на ранних стадиях развития, перевести на низкобелковую диету, развитие опухоли останавливалось. Однако опухоль не исчезала полностью, а словно находилась в замороженом состоянии – стоило увеличить содержание белка в рационе животных, как рост опухоли возобновлялся.

Что казалось особенно странным, это то, что таким эффектом обладали преимущественно животные белки, например, белок молока, казеин. Напротив, большинство белков растений, например, белки пшеницы и сои, не оказывали такого выраженного влияния на рост опухолей.

Может ли так быть, что животная пища обладает какими-то особыми свойствами, которые способствуют развитию опухолей. И действительно ли те, кто питаются преимущественно мясом, чаще болеют раком? Проверить эту гипотезу помогло стечение обстоятельств.

В 1970-х годах у премьер-министра Китая Чоу Ен Лай (Chou EnLai) обнаружили рак. Уже находясь на терминальной стадии заболевания, премьер решил провести общенациональное исследование, чтобы узнать сколько людей в Китае ежегодно умирают от тех или иных форм рака. Работа была проделана титаническая, а ее результатом стал Атлас Рака - подробная карта уровня смертности от 12 разных видов рака в 2400 округах среди 880 миллинов (96% населения) людей за 1973-1975 годы. А заодно были собраны данные и о многих других заболеваниях.

На этой карте можно было ясно видеть, что уровень смерти для разных видов рака в разных областях Китая имел очень большой разброс. Например, в одних районах смертность от рака легких была 3 человека на каждые 100 тыс в год, а в других – 59 человек. Для рака груди – 0 в одних районах и 20 в других. Общее количество смертей от всех видов рака колебалось от 70 человек на 100 тыс в год, до 1212 человек. Более того, на карте было ясно видно, что все виды рака, словно сговорившись, облюбовали примерно одни и те же районы, так что вся территория Китая оказалась разделена на высокораковые и низкораковые области. И этот факт безусловно требовал изучения.

В 1980-м году, в Корнелевский Университет, где как раз и проводил свои эксперименты на крысах доктор Кэмпбел, приехал с рабочим визитом доктор Чен – один из ведущих китайских ученых, участвующих в составлении Атласа Рака. Его также очень заинтересовала возможная роль питания в развитии рака. Итогом этого визита стал широкомасштабный проект «Китай-Корнел-Оксфорд» (China-Cornell-Oxford Project) в настоящее время более известный как «Китайское Исследование» (China Study).

Исходной точкой исследования стал Атлас Рака, содержащий данные о частоте заболевания раком и другими хроническими заболеваниями на большей части территории Китая за период 1973-75 годы. Конечно повторить такое обширное обследование еще раз было нереально, поэтому для дальнейшей работы были выбраны 65 административных округов. 

В итоге, американские и китайские ученые собрали подробную информацию о питании, образе жизни и хронических заболеваниях 86 миллионов людей сначала в 1983-84 годах и затем (у тех же людей) – в 1989-90 гг. Вместе с данными, содержащимися в Атласе Рака, это составило статистику по диете и хроническим заболеваниям за период с 1973 по 1990 годы – 17 лет. 

Анализируя полученные данные, исследователи обратили внимание на заметные различия в питании американцев и китайцев. Если средний американец получал в те годы примерно 15-16% калорий из белка, причем 80% - из животного белка, то средний китаец потреблял всего 9-10% белковых калорий, из них не более 10% приходилось на животный белок. При этом американцы потребляли почти вдвое больше жира по сравнению с китайцами, в то время как растительной клетчатки, наоборот, в два раза меньше. Однако не все китайцы питались одинаково. В бедных сельских районах, люди в основном ели то, что было выращено в данной местности. Редко кто мог позволить себе есть мясные или даже молочные продукты. В более развитых областях появлялись магазины, в которых уже можно было купить больший ассортимент продуктов, включая мясо и молоко. По мере индустриализации росли доходы и увеличивалась как доля животных продуктов в питании, так и общее потребление белка и жира.

Разница была выявлена и в биохимических показателях. Например, у китайцев в среднем уровень холестерина в крови оказался вдвое-втрое ниже, чем у американцев. Вы конечно уже догадались, у каких китайцев уровень холестерина в крови оказался повышенным. Конечно, у тех, кто потреблял больше мяса, молока и яиц.

Оказалось, что там, где мясо было редким гостем на столе, значительно реже встречались и злокачественные опухоли. Кроме того, в этих же областях были редки сердечно-сосудистые заболевания, диабет, старческое слабоумие (болезнь Альцгеймера), почечно-каменная болезнь. А ведь все эти болезни на Западе считались обычным и неизбежным следствием старения. Настолько обычным, что никто как-то и не задумывался о том, что все эти заболевания могут быть результатом неправильного питания – болезнями излишества. Однако Китайское исследование указывало именно на это, ведь в тех областях, где уровень потребления мяса повышался, вскоре начинал расти и уровень холестерина в крови, а вместе с ним и уровень заболеваемости раком и другими хроническими недугами.

Оставить комментарий

Комментарии: 0